ОАО "Транс-Альфа Электро" г. Вологда, Белозерское шоссе, 3
8 (8172) 21-67-82

Двигатель из Пскова

Осенью прошлого года Вологодская холдинговая компания приобрела ОАО «Псковский электромашиностроительный завод». Комментируя покупку, председатель совета директоров компании Александр Каледин подчеркнул, что компания, которая стремительно набирает обороты, осваивает новые в России виды троллейбусов, выходит с ними на внешний рынок и бросает перчатку ведущим мировым производителям, в ту пору остро нуждалась в надежном поставщике асинхронных электродвигателей, которыми оснащаются лучшие образцы ее продукции. Основное предприятие холдинга — ОАО «Транс — Альфа», выпускающее эти машины, все чаще подводили партнеры. То, что выбор вологодских производителей троллейбусов остановился именно на ОАО «Псковский электромашиностроительный завод», отнюдь не случайно.

— Это очень хорошее предприятие, — сказал Александр Каледин. — Оно специализируется на производстве электрических машин постоянного и переменного тока от долей ватта до 45 кВт для бытовой электронной аппаратуры и электроприборов, до станков, автомобильного и железнодорожного транспорта, судостроения и военной техники. Возможно даже, это одно из самых лучших электромашиностроительных предприятий в стране. У него огромный потенциал.

Однако, несмотря на это, финансовое состояние завода к моменту вхождения в оостав холдинга оставляло желать много лучшего. Его счета были арестованы. Долги в бюджеты всех уровней достигали 30 миллионов рублей. Причина, в общем-то, типична для многих предприятий отечественного машиностроения: переход из одной экономики в другую. Преодолевали этот период, как известно, по-разному. Кто как мог. Многое, если не все, зависело, от кормчих. С ними заводу не везло…

Так уж вышло, что после акционирования предприятия контрольным пакетом его акций овладел гражданин Соединенных Штатов Америки. Правда, совместить жизнь на Западном полушарии с руководством российским заводом ему оказалось не под силу, и он продал его московскому банку «Центрокредит». Но и это проблему не решило.

Все, что последовало дальше, еще раз убедительно доказало, что банкиры должны заниматься финансами, а не производством электродвигателей. Дела на предприятии шли все хуже. Остро не хватало оборотных средств. Конкурировать с аналогичной продукцией зарубежных фирм становилось все труднее. Росли долги по зарплате. Поняв, что «шапка не по Сеньке», банк и продал контрольный пакет акций завода очень заинтересованной в нем Вологодской холдинговой компании.

О том, что было дальше, свидетельствуют и цифры, и факты. С сентября прошлого года в электромашиностроительный завод холдинговой компанией было вложено 50 миллионов рублей. С долгами предприятие рассчиталось быстро. Одновременно было приобретено новое оборудование в Германии и Корее. Благодаря этому завод в течение нескольких месяцев освоил выпуск принципиально новых для России бескорпусных асинхронных двигателей. Они -то, собственно, и предназначены для тех супер — троллейбусов, благодаря которым ОАО «Транс — Альфа» намеревается найти свое место на внешнем рынке. Поэтому холдинг инициировал освоение их выпуска…

Продукция эта очень выгодна для изготовителя. В портфеле завода заказы создателей троллейбусов из Вологды не превышают 10-12 процентов. Основную работу машиностроителям из Пскова по — прежнему дают железная дорога и связанные с обеспечением ее деятельности предприятия. Тем не менее именно вхождение в состав холдинга поставило все на предприятии на ноги.

— Именно заказы «Транс — Альфа» обеспечивают сегодня нам достойное существование, — говорит генеральный директор ОАО «Псковский электромашиностроительный завод» Юрий Федяков. — У нас появились оборотные средства, которых так остро не хватает для самофинансирования. Наконец-то начали вовремя выплачивать зарплату. Кстати, на заводе она составляет 12, 5 тысячи рублей. Причем рабочие получают до 25 тысяч.

Со своей стороны бригадир слесарей Юрий Петров утверждает, что у коллектива появилась уверенность в завтрашнем дне. В прошлом году объем производства на заводе возрос по сравнению с 2006 годом на 20 процентов. А в текущем году предполагается удвоить объемы выпуска продукции и довести ее до миллиарда рублей.

Что касается ОАО «Транс -Альфа», то оно рассчитывает в текущем году освоить сразу несколько видов новой продукции. В том числе электробус, трамвай и гибридный автобус. Без двигателей ОАО «Псковский электромашиностроительный завод» это было бы весьма затруднительно…

Александр Пиралов,

Газета «Русский Север-Пятница», №11, 26 марта 2008 г., стр.5.