ОАО "Транс-Альфа Электро" г. Вологда, Белозерское шоссе, 3
8 (8172) 21-67-82

Слагаемые успеха

Вологжане по достоинству оценили новый автобус «Олимп», с начала лета курсирующий по областному центру. Удобный, комфортабельный, созданный по последнему слову науки и техники, он сконструирован на шасси КамАЗ и выпускается на Вологодском машиностроительном заводе. По сути, это второй тип продукции с маркой вологодских машиностроителей, которая сегодня особо востребована на российском автотранспортном рынке и успешно завоёвывает всё новые и новые позиции.

Первой ласточкой в этой группе были, как мы знаем, троллейбусы производства ОАО « Транс-Альфа», апробированные на улицах обеих столиц, ряда крупных городов и за рубежом. Некоторое время назад вернувшийся из зарубежной поездки председатель Совета директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин с удовлетворением замечает, что запасные части и комплектующие для троллейбусов будут поставляться в Латинскую Америку, имеется ряд интересных маркетинговых программ по выводу продукции вологодского транспортного машиностроения за пределы России.

А начиналось всё 15 лет назад. Тогда в состав Вологодской холдинговой компании входили предприятия различного рода деятельности: транспортные, машиностроительные, торговые, строительные, лёгкой промышленности. Такая структура была оправдана: каждое направление развивалось ему одному свойственными темпами, рецессия в одной отрасли с лихвой компенсировалась успехами в нескольких других. Когда необходимость в диверсификации отпала, было принято решение об узкой специализации холдинга, главным направлением которой стало машиностроение. Сегодня под этой эгидой работают не только предприятия Вологодской области (а это ОАО «Северный коммунар», «Транс-Альфа Электро», «Вологодский машиностроительный завод»), но и Псковский машиностроительный завод, предприятие «Старт» на Южном Урале, Плавский машзавод в Тульской области. Для оптимизации управления была создана новая структура — «Межрегиональная машиностроительная компания», её руководителем стал Виктор Петров, вчерашний директор завода «Транс-Альфа Электро», управленец с огромным стажем.

Накануне профессионального праздника Дня машиностроителя руководители Александр Каледин и Виктор Петров рассказали о работе предприятий.

Старейшина вологодского машиностроения «Северный коммунар» был основан в 1917 году и специализировался на производстве деревообрабатывающих станков и пилорам. Эта производственная марка была известна всему Союзу, однако, перестроечный период, сопровождавшийся кризисом в лесной отрасли, поставил завод на грань банкротства. Войдя в состав Вологодской холдинговой компании, «Северный коммунар» постепенно преодолевал трудности, развивал имеющиеся мощности, осваивал новые технологии. Сегодня здесь работает самое мощное в городе кузнечное производство, собственный литейный завод. На предприятии изменилась структура производства: одну треть объёмов выпускаемой продукции занимают традиционные деревообрабатывающие станки и пилорамы, вторую — оборудование для очистных сооружений, и ещё одну треть — комплектующие для предприятий Межрегиональной машиностроительной компании.

Как известно, ОАО «Транс-Альфа Электро» родился на обломках ремонтно-механического завода, некогда обслуживавшего потребности Министерства мелиорации СССР. Долги по зарплате в то время составляли до 11 месяцев, объём производства в нынешних ценах не дотягивал до 1-1,2 миллиона рублей в месяц ( против сегодняшних 70-100 миллионов). Чтобы вытащить завод из долговой ямы, его на все 100% конверсировали. Изменению профиля способствовало налаживающееся сотрудничество с чешским концерном «Шкода», тогда выпускавшим не только автомобили, но и троллейбусы. За пять лет, с 1994 по 1999 годы (когда троллейбусный завод «Шкода» перестал существовать), вологжане научились по-новому вести производство, по-европейски мыслить и работать, что позволило им в дальнейшем трудиться самостоятельно и выпускать на этой базе красивые современные троллейбусы. В 2002 году, например, пассажирский троллейбус производства «Транс-Альфа» вошёл в список «100 лучших товаров России», модельный ряд экспонировался на престижных российских и зарубежных выставках, где завоёвывал призовые места и получал заказы на производство. Сегодня заводчане гордятся, что первыми в России наладили выпуск низкопольного троллейбуса с электронной системой управления, далеко опередив заводы-конкуренты. В планах производство инновационных моделей — экологически чистых транспортных средств, способных передвигаться по улицам городов без контактной сети за счёт аккумуляции электроэнергии.

Поскольку основная часть общественного пассажирского транспорта в России — автобусы, в Вологодской холдинговой компании решили развивать и это направление. На мощностях Вологодского машиностроительного завода, тесно работающего в кооперации с КамАЗом, было налажено производство автобусов. Первым со стапеля сошёл «Олимп» — модель большого ( длиной 12 метров) класса. Автобус прошёл сертификацию, испытания, получил одобрение типа транспортного средства и сейчас используется на линии в городских ПАТП-1, ПАТП-32, а также ПАТП-2 на пригородных маршрутах. В ближайшее время заканчивается поставка десяти новеньких «Олимпов» ПАТП-1, а в рамках проведённых тендеров автобусы поступят в другие города, что позволит заводу выпустить до конца года 60-70 машин. В будущем году, как планируется, объём производства увеличится до 350-500 единиц в год, в 2011 — достигнет одной тысячи, а к 2012 году завод выйдет на проектную мощность с годовым производством в 1500 автобусов.

Для Вологды и Вологодской области это примечательные цифры. Во-первых, потому что создаются новые рабочие места — и не только для рабочих, но и для творческой интеллигенции: инженеров, конструкторов, дизайнеров, маркетологов. Во-вторых, развивается производство, связанное с потребностями заводов-изготовителей: выпуск металла, комплектующих, запчастей. В частности, Межрегиональная машиностроительная компания намерена использовать для кузовов череповецкую сталь, планирует создание новых производств в Шекснинском районе (особая экономическая зона), строительство завода в Вожеге.

Огромную поддержку этим проектам, как отмечают руководители предприятий, оказывает Правительство Вологодской области и администрация Вологды. Твёрдая ориентация на многоукладность экономики, а не только традиционные лесную отрасль, металлургию, позволяет Вологодчине держать марку развитого машиностроительного региона и осваивать новые позиции на российском рынке. Так, автобусы типа «Олимп», но уже туристического или международного класса, смогут заменить на дорогах всё ещё используемые, устаревшие венгерские « Икарусы», львовские «ЛАЗы», немецкие «МАНы». Конкуренцию малому классу (прототип павловский « ПАЗ») составят автобусы малого класса, которые в перспективе также планирует выпускать Вологодский машиностроительный завод.

— Любые успехи, — отмечает председатель Совета директоров Вологодской холдинговой компании Александр Каледин, — связаны с человеческим фактором. На наших трёх вологодских машиностроительных предприятиях трудится полуторатысячный коллектив. Это профессионалы, специалисты высокого уровня. Их руками, посредством творческой мысли воплощаются в жизнь сложные проекты. И мы чувствуем огромное удовлетворение, что у нас есть общие успехи, что задуманное получается. В канун профессионального праздника я поздравляю работников и ветеранов наших предприятий, всех машиностроителей Воло-годчины. Желаю крепкого здоровья, большого личного и семейного счастья, оптимизма, новых достижений в нелёгкой, но очень нужной работе.

Ольга КЛЁНОВА,

Газета «Красный Север», №109 (26343), 24 сентября 2009 г., стр. 24.