ОАО "Транс-Альфа Электро" г. Вологда, Белозерское шоссе, 3
8 (8172) 21-67-82

«Транс-Альфа»: крутить педали, не останавливаясь

Когда после непредсказуемых первых лет перехода к рыночной экономике наступила относительная стабильность, перед вологодским ОАО «Транс-Альфа», специализирующимся на производстве троллейбусов и автобусов, встала задача выбора стратегии на ближайшие годы.

Была альтернатива: идти по накатанному пути, выпуская продукцию, которую до того уже производили российские предприятия, наращивать ежегодно объемы, ничем не рискуя и, главное, не создавая себе лишней «головной боли», или… Или вложить колоссальные средства в новые разработки, современное оборудование и технологии и выйти на принципиально иной уровень.

Нетрудно догадаться, что на «Транс-Альфе» выбрали второй путь, иначе мы сегодня не говорили бы о нем, как о предприятии, уникальном в своей сфере. Сейчас завод — лидер по номенклатуре производимых троллейбусов не только в России, но и в СНГ. То, к чему на других предприятиях отрасли только подступаются, выпуская опытные образцы, здесь производят серийно, а по улицам российских городов уже колесит свыше 500 машин, у которых в графе «место рождения» написано: «Вологда».

Генеральный директор предприятия Виктор ПЕТРОВ подчеркивает, что именно последние два года окончательно подтвердили: выбор оказался верным.

— Мы понимали: существующая конструкция (речь идет о троллейбусах «ЗИУ-682», которые выпускал завод в городе Энгельсе Саратовской области) не соответствует европейским требованиям. Конечно, на этом можно было продержаться какое-то время, но что дальше? С вступлением России в ВТО протекционистские меры для отечественных предприятий уйдут в прошлое, ввоз аналогичной зарубежной продукции в страну станет проще, и мы просто-напросто окажемся неконкурентоспособны. Нам жизненно необходимо было создать модельный ряд современных троллейбусов, отвечающих мировым стандартам, способных на равных конкурировать с зарубежными, на порядок повысить качество работы, используя самые новейшие технологии, — вспоминает он.

— Что обычно бывает самым трудным, когда приходится вот так резко сворачивать с проторенного пути?

— Вы знаете, самое трудное всегда — это изменить человеческую психологию, рутинное отношение к делу. Прежде всего нужен был новый менеджмент, новая система управления. Именно на это и были направлены главные усилия. А параллельно шла работа по обновлению производства, конструкторские поиски. Кстати, здесь очень помогло, что в составе нашего холдинга есть и троллейбусное депо, где представлены многие образцы современного транспорта.

В итоге был создан полный модельный ряд троллейбусов. Наиболее востребованы сейчас не только в России, но и за рубежом одиночные и сочлененные троллейбусы с низким уровнем пола. Во-первых, они удобнее для пассажиров, особенно для пожилых людей, инвалидов, мамочек с колясками, так как оборудованы пандусами, здесь большие площадки, поэтому не возникает давки, быстрее проходят посадка и высадка, в итоге они гораздо экономичнее обычных, поскольку это позволяет на треть сократить число машин на маршруте. Конечно, в часы пик люди не выбирают, но вот в обычное время, замечено, предпочитают пользоваться низкопольными троллейбусами, у них обычно и доходы больше.

Они в последние два года составляют 60 процентов в ежегодном объеме нашей продукции, хотя мы продолжаем выпускать и троллейбусы с традиционным уровнем пола — одиночные и сочлененные. Хочу с гордостью отметить, что наш завод первый и единственный в России производит серийно низкопольные троллейбусы. Одна из наших моделей вошла в число «100 лучших товаров России», мы награждены дипломом за качество и соответствие международным стандартам транспорта, используемого в системе городских общественных перевозок, Международной выставки общественного транспорта в Мадриде наряду с ведущими мировыми производителями. На наш взгляд, это не только наша победа — это победа России. Совсем недавно, в январе нынешнего года, нам вручили диплом Международного транспортного форума в Москве за низкопольный сочлененный троллейбус.

— Насколько известно, вы производите также троллейбус с автономным ходом, то есть такой, которому не нужны привычные провода?

— Нельзя сказать, чтобы они были совсем уж не нужны, но три километра он может без них обходиться, пользуясь источником на суперконденсаторах, а потом — несколько минут контактной сети и… снова в путь. Вообще сегодня все диктует рынок. Был заказ москвичей разработать такую конструкцию, поскольку в центре столицы, где довольно часто проходят массовые мероприятия, троллейбусные провода создают определенные сложности. А вообще он удобен во многих случаях, ведь главный недостаток троллейбуса — это как раз его «привязанность» к сети, а теперь он становится «вездеходом»: надо объехать препятствие — объедет, преодолеть железнодорожный переезд или тоннель — пожалуйста! Он становится еще более конкурентоспособным. Ведь автотранспорту необходимо топливо, которое неудержимо дорожает, он наносит вред экологии… Я думаю, будущее городского транспорта — за троллейбусами, тем более с автономным ходом! Поэтому наша экономическая политика на ближайшие годы: 80 процентов продукции — троллейбусы и только 20 — автобусы.

— Будучи в Санкт-Петербурге прошлым летом, с удовольствием пользовалась вологодскими троллейбусами.

— Да, они закупили большую партию, Валентина Матвиенко сама выбирала и отдала предпочтение нашим — за удобство, плавность хода, надежность, дизайн салона, хотя предложений было много. Что касается качества, то здесь нам также удалось выйти на новый уровень: обязательно обшиваем кузов оцинкованным цельнотянутым стальным листом, используем пластиковые передние и задние маски, двустворчатые поворотные двери из коррозионностойких материалов, полимерное покрытие деталей интерьера салона, выносим из салона и кабины водителя высоковольтное оборудование. Конечно, это увеличивает стоимость, но в конечном итоге компенсируется экономией на ремонтах, долгосрочностью службы. Приходится разъяснять это потенциальным покупателям, которые иногда не понимают, почему при равных технических условиях с продукцией других производителей у нас цена выше.

— Виктор Васильевич, на мой взгляд, грамотный менеджмент — задача сегодня более решаемая, сейчас вузы готовят менеджеров, есть специальные программы, а как с рабочими кадрами, ведь качество, в первую очередь, зависит именно от них?

— У нас в настоящее время работают 400 человек, два года назад было 600. При этом объемы производства растут: в 2004 по сравнению с 2003 — на 70 процентов, в 2005 — на 37, при том, что более 60 процентов в прошлом году составил выпуск новых моделей. И, заметьте, мы не ставили задачу сократить численность. Просто перешли к финансированию целей: есть задача, и чем быстрее и лучше она будет решена, тем выше будет зарплата тех, кто ее решал. А вот кто это будет делать, определяет бригадир. Понятно, что он выбирает тех, кто работает лучше и профессиональнее. Таким образом, финансирование по целям приблизило рабочих к результатам их труда. В итоге непрофессионалы и бездельники просто оказались невостребованными, произошел естественный отбор. Это как езда на велосипеде: пока крутишь педали — двигаешься, перестал крутить — упал. Главный итог — есть команда, понимающая, как надо работать в условиях рынка.

— Не планируете выходить на зарубежные рынки?

— Не только планируем, но и активно работаем в этом направлении, тем более что и зарубежные партнеры проявляют большую заинтересованность в нашей продукции. После выставки в Мадриде к нам поступило очень много заманчивых предложений, в том числе об организации совместных производств по выпуску троллейбусов и автобусов. У Чили есть намерение приобрести более 100 троллейбусов. Провели переговоры с мэром Кишинева: он готов создать у себя совместное с нами производство и обеспечивать продукцией не только Молдову, но и близлежащие страны. Есть планы по освоению среднеазиатского региона: провели переговоры по этому поводу в Казахстане. Конечно, все это требует серьезной подготовки, создания там базовых центров по эксплуатации наших троллейбусов.

— Виктор Васильевич, но вы ничего не сказали о проблемах, трудностях. Неужели их не было?

— Работа — это всегда преодоление трудностей, недаром ведь слова «труд» и «трудности» однокоренные.

Светлана Дамирова,

Газета «Красный Север», №24 (25796), 28 февраля 2006 г., стр.2.